Tawali, дайвинг «люкс» на Папуа-Новой Гвинее

_D217466

Текст: Эвелина Кроун. Фото: Андре Кроун

На Папуа-Новой Гвинее есть множество интересных мест – слишком много, чтобы все успеть за одну поездку. Ранее («Нептун», 2013, № 1) мы рассказывали о самом маленьком острове Папуа-Новой Гвинеи – живописном острове Лиссенунг. В этот раз мы отправились нырять в другую часть Новой Гвинеи – на юго-восток острова, в Тавали, в надежде, что у нас будет возможность увидеть что-то новое под водой… Курорт Тавали расположен в провинции Милн Бей, этот район очень популярен среди дайверов.

Папуа – это остров контрастов. Маленькие островки, горные вершины с тропическими лесами, горы высотой до 4500 метров, отрезанные от мира деревни высоко в горах и элитные курорты… Здесь можно найти все.
Этот второй в мире по величине остров после Гренландии, разделен на две части. Западная принадлежит Индонезии и известна под именами Ириан Джайя/Западное Папуа. Восточная часть острова – государство Папуа-Новая Гвинея – состоит из восемнадцати провинций.
Флора и фауна Папуа-Новой Гвинеи включают в себя какое-то ненормальное количество видов – 12 000 видов растений, 600 – птиц, 400 – земноводных, 455 – бабочек, около 200 – млекопитающих.
Наверное, самый любопытный район Папуа – горы. Средняя высота их – 3000 м. Долгое время считалось, что это незаселенный район непроходимых джунглей. Однако в начале XX века выяснилось, что это – наиболее густонаселенная часть страны, и местные жители продолжают жить в условиях каменного века.
Папуа знаменит количеством и разнообразием племен. Районы страны разделены труднопроходимыми перевалами и джунглями, племена были разобщены и развивались независимо друг от друга. Официальными в стране считаются 3 языка, а всего в стране 860 местных языков и диалектов.
Каннибализм сохранялся на Папуа долго. Обычно, чтобы произвести впечатление и показать силу человека, вход в его дом украшался черепами. Сколько черепов – столько врагов убил хозяин дома. Запрет на каннибализм на Папуа был введен совсем недавно. Запретили и выставки черепов у входа, поэтому многие племена перебазировали свои трофеи в пещеры. Пещеры открыты для посещений и весьма популярны у туристов.

_D225278

Путешествие в Тавали начинается в столице – Порт-Морсби. Самолеты авиа­компаний Qantas и Air Niugini летают в Порт-Морсби из Австралии каждый день. Кроме того, есть еженедельные перелеты из Манилы, Гонконга, Сингапура и Токио. Тавали расположен в юго-восточной части Папуа-Новой Гвинеи. Из Порт-Морсби – внутренний перелет в Алотау, из которого гостям Тавали предоставляют трансфер до курорта.
Аэропорт в Алотау поразителен. Мы давно привыкли, что аэропорт –место высоких технологий и автоматизации. Здесь же не автоматизировано ничего. Одна взлетно-посадочная полоса, и, вый­дя из самолета, вы пешком идете через летное поле к аэропорту – маленькому домику. Чемоданы привозят к этому домику тракторами и выкладывают на столы, откуда их туристы и разбирают. Мы нашли фургон, присланный за нами из Тавали, и отправились в дорогу. Хотя поездка и долгая, это не раздражает – вокруг очень красиво. Постепенно мы замечаем, что покидаем цивилизованный мир – дома сменяются безлюдными пейзажами, дорога становится все уже. Местами она совсем пропадает, и мы едем по руслу неглубоких речек. Надеемся, водитель знает, что делает. Через час-полтора мы пересели в катер – впереди последний участок пути.

Приняли нас на Тавали очень приветливо. От пристани поднимаемся к главному зданию комплекса, где нас угощают приветственным коктейлем. Вокруг будто райский сад – мы среди деревьев, отовсюду слышится пение птиц. Для удобства гостей везде, где возможно, проложены длинные деревянные мостки, ведущие к разным частям резорта.
После знакомства с резортом настало время распаковывать дайверское снаряжение. Наше снаряжение уже перенесли в коттедж; на этой неделе нам не придется самим ничего таскать. Чтобы уже завт­ра начать нырять, мы попросили уложить снаряжение в специальные контейнеры рядом с дверью нашего коттеджа. Пока мы будем завтракать, персонал дайв-центра соберет снаряжение. Они гарантируют, что каждый день снаряжение будет доставлено в нужное место. Очень удобно.
После ужина мы стали строить дайв-планы на завтра. Каждый день здесь организуют разные погружения с яхт. У вас есть два варианта. Первая яхта идет на внешние рифы, где глубина, как правило, больше, где сильнее течения, но и где больше вероятности встретить интересных зверей. Вторая яхта идет к внутренним рифам, не отходя особенно далеко от резорта. Все, что вам нужно сделать, – это вечером сообщить дежурному в дайв-центре, куда и на какой лодке вы хотите завтра идти.
В первый день дайвинга мы решили, чтобы войти в колею, не сильно напрягаться и нырнуть у внутреннего рифа. Первое наше погружение на Тавали мы сделаем на Lauadi. Это очень большой дайв-сайт, и в течение этой недели мы снова и снова будем сюда приезжать. В глубокой части этого сайта можно увидеть огромное разнообразие горгонарий. Более мелководная часть сайта – это длинная полоса песка, которая постепенно понижается до 25-метровой глубины. По уверениям нашего гида, это одно из самых популярных мест для поиска мелкой живности. Нам очень хотелось сравнить Lauadi со знаменитым Лембехом в Индонезии, поэтому сюда мы отправились с макрообъективом.
За то время, что мы здесь ныряли в течение недели, этот сайт мы по-настоящему полюбили. Здесь так много животных, что нас сюда тянуло, как наркоманов.
Первое, что нужно отметить, – песок здесь не такой депрессивно-черный, как в Лембехе. В песке и среди мелких камней живут просто тысячи разнообразнейших козявочек. Чтобы в полной мере насладиться дайвингом, я бы посоветовал нанять гида. Он гораздо лучше знает, где кто прячется. Мы встречали голожаберников и трубкорылов (ghost pipefish) самых экзотических расцветок. В норках в песке живут маленькие оранжевые креветки-мантисы, с любопытством крутящие своими глазами по сторонам.

Как только наш гид понял, что нас интересуют крошечные зверюшки, он стал искать их с удвоенным фанатизмом. На больших морских огурцах он находил маленьких креветок и крабиков и какой-то особый вид каури.
Но больше всего нам понравились маленькие двустворчатые моллюски, которых он выманивал из-под камней. Если не знать, что они живут под камнями, то вы никогда их не найдете. Эти ярко-оранжевые моллюски то весело прыгают взад-вперед, то стараются очень быстро спрятаться в песок. Среди водорослей на дне встречается множество морских коньков.
Во всех погружениях на этом дайв-сайте у нас была только одна проблема – воздух заканчивался слишком быстро, потому что дайвинг здесь даже на мелководье просто отличный.

Каждый дайв показывает нам все новых животных. На гидроиде нашли очень красивого необычного голожаберника – у него спина будто утыкана трубками. Чтобы эту кроху найти, нужно было очень постараться. Других голожаберников найти проще благодаря их яркой окраске или большим размерам.
Испанский танцор – это тоже голожаберник. Мы всегда очень хотели встретить его в естественной среде, но находили только кладки его яиц. На этот раз – ура! – нам удалось, наконец-то, сделать его портрет.
Наш гид, большой энтузиаст поиска голожаберников, отыскал очень редкий экземпляр необычной формы. Этот темно-желтый зверь имеет по всему телу огромные шишки. Трудно и опознать-то в нем голожаберника.
Вы ныряли с лодки весь день, но вам все еще мало подводной жизни? Не проблема. Можно пойти вечером или ночью на домашний риф. Сотрудники дайв-центра гарантируют, что снаряжение и баллоны будут вас ждать на пристани. И все время погружения там же будет находиться человек с фонарем, ожидая вашего возвращения.
Ночные погружения всегда хороши для поисков креветок, крабиков и плоских червей. Тут нужен хороший фонарь для исследования всех трещин и пещерок.
Что здесь ночью можно найти особенных и редких животных, мы поняли почти сразу, во время первого или второго ночного погружения. Плывем мы вдоль рифа и вдруг видим огромную улитку, она ползала по рифу в поисках чего-нибудь съедобного. В кадр влезла только ее голова!
Однажды утром, когда мы уже сидели в лодке, которая вот-вот должна была отходить от причала к дайв-сайту, на пристани среди народа началось какое-то непонятное волнение. Все гиды и персонал побежали туда. Ну, человек ведь стадное животное! Мы тоже не удержались и пошли посмотреть. Оказывается, это местный рыбак принес огромного кальмара, которого он утром нашел рядом с резортом. Гигантские кальмары обычно живут на больших глубинах в море. То, что этого нашли на поверхности воды, может означать, что он болеет. Для нас же это уникальная возможность увидеть редчайшее животное!
После небольшой задержки мы отходим от пристани по направлению к внешнему рифу. Мы уже четко проинструктированы нашим гидом о том, что нас ждет. Здесь бывают очень сильные течения, что, конечно, затрудняет и вход в воду, и подъем на борт. Почти всюду здесь живут огромные горгонарии. Благодаря течениям они питаются очень хорошо, отчего и вырастают гигантскими.

Наш гид, уже вошедший во вкус в поиске мелких животных, почувствовал себя в своей тарелке. Каждую минуту он зовет нас – то конек, то каури, то рачок засечены им на горгонарии или коралле-хлысте. Кроме горгонарий и хлыстов тут, на внешнем рифе, мы нашли еще и леса черного коралла – не только в «обычном» варианте, но еще и какую-то разновидность белого цвета. И вот эти большие белые леса черного коралла в несколько метров высотой стоят посреди течения, с благодарностью поедая все проплывающее мимо, до чего они могут дотянуться.
Мы немного отвлеклись, созерцая их, а потом снова принялись искать обитателей этих лесов. Немного терпения – и мы находим великолепную рыбу-скорпиона, голожаберников, плоских червей и каури на стеблях черного коралла.
Иногда, плывя спокойно вдоль рифа и не приглядываясь ни к чему внимательно, начинаешь думать, что все удивительное и необычное ты здесь уже увидел. Сайт, так сказать, себя исчерпал. А потом внезапно замечаешь на краю рифа что-нибудь вроде огромных морских звезд – все в порядке, сказка продолжается.

Животное, которому нужно приложить немало усилий, чтобы выжить, – это нау­тилус. Как и гигантский кальмар, нау­тилус живет на больших глубинах. Ночами они поднимаются выше в поисках пищи. Но есть возможность увидеть его и днем. Погружения с наутилусами организуются по запросу. Вечером персонал выставляет на глубине клетки с приманкой, в которые за ночь заходят наутилусы. Прямо перед погружением клетку поднимают, и, если вам повезет, в ней могут оказаться сразу несколько наутилусов, которых можно будет сфотографировать под водой. Какие же они красивые – снежно-белые, с красно-оранжевыми полосами – просто глаз радуется!
После окончания фотосессии гиды спускают животных обратно на глубину. Это сделать необходимо, иначе на мелководье днем они просто не выживут – их сразу съедят хищники. Конечно, хорошее фото или хороший дайв не стоят жизни животного.

В конце нашего недельного дайвинга на Тавали мы решили что-нибудь посмотреть и из сухопутной жизни и отправились исследовать пещеры – здесь множество пещер, в которых местные племена складируют свои военные трофеи – скелеты врагов. Сразу скажу, что находиться здесь весьма жутко. Как же хорошо, что каннибализм в этой стране уже запрещен! Мы в относительной безопасности.
Неделя пролетела незаметно, и можно смело сказать, что отдых в Папуа-Новой Гвинее был просто замечателен.

Запись опубликована в рубрике «Нептун» 2015, Журнал, № 1 за 2015 год. Добавьте в закладки постоянную ссылку.