Автор: Ирина Кочергина
Фото автора и из личного архива А.М. Харламова
В год 50-летнего юбилея первого полета человека в космос мы хотели бы рассказать о работе людей, без которых выход в открытый космос сегодня невозможен, – специалистов гидролаборатории Центра подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина (ЦПК).
Идея состояла в возможности тренировки космонавтов не на самолете-лаборатории, когда каждая отработка длится 20–25 секунд, а в условиях имитации невесомости в гидросреде при помощи обезвешивания и приведения человека в скафандре к нулевой плавучести. Инициаторами и разработчиками теоретического вопроса были и врачи, и инженеры. У всех наших космонавтов есть водолазная квалификация – свои действия на орбите они сначала отрабатывают в воде.
В период с 1980 по 2001 гг. (это период эксплуатации орбитальной станции «Салют-7» и орбитального комплекса «Мир») было осуществлено более 90 успешных выходов в открытый космос, затем 30 выходов на МКС. Не возникает никаких сомнений, что безусловной заслугой успешного выполнения поставленных задач является безукоризненная и безаварийная работа высокопрофессионального коллектива специалистов гидролаборатории.
За 30-летний период деятельности было отработано более 4000 погружений в скафандрах.
В 2010 году состоялась 1000-я, считая с 1980 года, тренировка в бассейне – Александр Калери и Олег Скрипочка отрабатывали гидроневесомость в скафандрах «Орлан-M-ГH».
Гидролаборатория представляет собой сложное гидротехническое сооружение в несколько этажей. Она включает в себя большое количество технологических систем и оборудования. Объем резервуара гидролаборатории составляет 5000 м3, его диаметр – 23 м, глубина бассейна – 12 м. По периметру стенок резервуара расположены 45 иллюминаторов с толщиной стекла более 4 см, через которые можно проводить визуальные и телевизионные наблюдения за деятельностью космонавтов во время тренировки в гидролаборатории, кинофотосъемку. Специалисты поддерживают постоянный химический состав воды, ее прозрачность и температуру — около 30 °С. Внутри резервуара гидролаборатории установлена подвижная монтажная платформа грузоподъемностью 27,5 тонн. Платформа может подниматься над водой и опускаться на заданную глубину. Размеры резервуара гидролаборатории позволяют разместить в нем гидромакет космической станции и фрагменты пристыкованных к нему модулей. В бассейне в основном отрабатывают действия в открытом космосе, поэтому смоделирована только наружная обшивка космических аппаратов. Отработка задач, которые предстоит решать при выходе в открытый космос, в воде дает космонавту навык проведения подобных работ и определенный опыт.
В зависимости от задач выхода на платформу устанавливают полноразмерные гидромакеты российских модулей МКС, а также американское и европейское оборудование, которое задействовано в ходе внекорабельной деятельности.
Первой в гидроневесомость отправляется бригада водолазов, без их помощи космонавтам не обойтись. Когда скафандр наддут, то движения рук и ног затруднены, поэтому самостоятельно попасть внутрь станции космонавтам очень сложно. Кроме того, необходимо постоянно следить за состоянием и положением фалов жизнеобеспечения, состоящих из шлангов, по которым подаются вода и воздух, и электрических кабелей, обеспечивающих связь и передачу телеметрической информации о физиологических параметрах космонавта (испытателя). Нельзя допустить, чтобы фалы перепутывались (это представляет серьезную опасность в случае, если космонавта нужно срочно поднять) и заламывались (перекрывается доступ воздуха и воды).
Таким образом, водолазы не только страхуют и обеспечивают безопасность космонавтов, но и помогают им попасть внутрь стыковочного отсека, разместиться там, а затем покинуть его. Еще одна их задача — постоянно поддерживать нулевую плавучесть космонавта, внимательно следить, чтобы он не начал всплывать или тонуть, и, соответственно, добавлять или снимать свинцовые грузы.
До 1990-х гг. Звездный городок являлся секретным режимным объектом, доступ в который был строго ограничен. Сегодня этот уникальный объект продолжает работать и жить своей жизнью и может приоткрыть свои тайны, так как сейчас разрешен прием экскурсионных групп, в том числе и иностранцев. Во время экскурсии по Звездному городку можно увидеть многие легендарные объекты, в том числе действующий космический тренажер – гидролабораторию.
О том, как все начиналось, рассказывает Иван Александрович Верба, чья трудовая деятельность в гидролаборатории началась с первого дня ее существования:
«Гидролаборатория официально вступила в строй в 1980-м году (если говорить об официальном начале – 1 марта 1980 г.). Но первая тренировка была проведена 29 декабря 1978 г. Мы были вынуждены провести несколько тренировок, когда она была еще недостроена, когда Владимир Ляхов и Валерий Рюмин готовились к полету. До этого тренировки проводились в обыкновенном плавательном бассейне. Ляхов и Рюмин были первыми, кто прошел тренировку в этой гидролаборатории. В «Журнале учета наработки в гидролаборатории» ведутся записи по каждому человеку, кто когда-либо здесь был, начиная с первого дня работы лаборатории, – кто когда работал и что конкретно делал. Этому журналу уже 30 лет.
За этот период, конечно, было сделано очень много. И вся тридцатилетняя непрерывная работа отражена на фотографиях на информационных стендах гидролаборатории.
Я пришел сюда, уже пройдя достаточно серьезную флотскую службу в качестве водолазного специалиста. Был и дивизионным, и флагманским водолазным специалистом на Балтике. Последняя моя водолазная должность – начальник штаба в отдельном отряде в спецназе ПДСС (противодиверсионная служба). В 1980 году прибыл сюда для прохождения дальнейшей службы – и с первого дня работы лаборатории, с первого погружения работал здесь, по сегодняшний день.
В составе лаборатории было создано отделение водолазов. Должности у нас назывались не «водолаз», «водолазный специалист», а «инженер-испытатель». Прежде чем космонавт придет на подготовку, каждый, кто руководит и обеспечивает тренировки, должен все это пройти и испытать сам. Руководитель должен знать, как что делается под водой, чтобы подсказать при необходимости».
Как пошутил после одной из тренировок в гидролаборатории космонавт Михаил Тюрин: «В космосе все-таки легче. Правда, открываешь люк в открытый космос, и первая мысль – а где же водолазы?»
Начальник отделения водолазов Александр Соловьев – о специфике работы водолазов, об их сегодняшней деятельности:
«Наш отдел занимается гидросредой. На настоящий момент в штате водолазов – 10 человек, остальные – внештатные. В тренировках обычно задействовано много специалистов. Бригада, работающая под водой, должна составлять минимум 9 человек, ведь у нас страхующих водолазов на поверхности нет. Поэтому и нужна такая большая бригада – нюансов случается много. Скафандр весит 200 с лишним килограмм и, если кто-то неаккуратно повернется, может серьезно прижать человека. Специфика работы совсем не похожа на общепринятую водолазную. Стандартный принцип работы водолаза – двухчасовая работа, а у нас получается, что тренировка длится 6 часов и никаких смен нет. Глубина-то у нас до 12 м. Водолаз из воды выходит на забивку баллона – и опять под воду пошел. Работа под водой длится в среднем 30–40 мин, потом получасовой перерыв.
Люди к нам приходят разной водолазной квалификации – кто после флотской службы, кто закончил Кронштадтскую школу водолазов, кто после работы в МЧС… Но минимальный разряд у водолаза должен быть пятый.
Прежде чем допустить кого-либо к водолазным работам в гидролаборатории, мы должны прочитать ему определенный курс – по водолазной технике, по безопасности, по медицине. На аттестацию отправляем в МЧС. Подготовка рассчитана на полгода. После получения квалификации ребята еще несколько месяцев ходят под воду и смотрят, как водолазы работают, чтобы лучше понять процесс, уяснить все нюансы.
Что касается работы со скафандром, у нас есть специальный отдел, сотрудники которого читают курсы по скафандрам. Затем отрабатывается определенное количество часов под водой, и после этого комиссия допускает к работе.
Всего за прошлый год каждый из водолазов в среднем отработал от 150 до 200 часов под водой. Количество спусков зависит от того, сколько экипажей планируется подготовить».
Зам. начальника отдела № 33 Александр Харламов:
«Опыт эксплуатации орбитальных станций «Салют», «Мир», МКС подтвердил высокую эффективность использования скафандров при сборочных, ремонтных и профилактических работах на внешней поверхности этих станций, проводимых с целью под держания их в работоспособном состоянии на протяжении многих лет.
Серьезнейшим образом осваивается водолазное дело с приобретением навыков внекорабельной деятельности в космическом скафандре типа «Орлан» в условиях гидроневесомости. Лишь после этого успешно сдавшие экзамен зачисляются в отряд космонавтов. Когда под воду идет экипаж космического корабля, то обычно погружения парные, больше двух скафандров в воде не работают. Каждого из них страхуют три водолаза. У каждого члена команды свой номер. Водолазы № 11, 21 и 31 работают с первым скафандром, № 12, 22 и 32 – со вторым. Два оператора с видеокамерами, фиксирующими все действия под водой и передающими изображение на экран монитора руководителя спуска, – № 50 и 51. В случае необходимости они также готовы оказать помощь испытателю под водой. Отдельно выделен человек, ответственный за работу с оборудованием (или за «железо»), его номер 10. За действиями под водой внимательно следит командир спуска – номер 40. Это, как правило, наиболее подготовленный инструктор или водолазный специалист. Находясь под водой, он координирует действия всех, готов ежеминутно отдать необходимые распоряжения, организовать подъем скафандра, заменить любого из водолазов под водой. Одновременно в воде находится не менее девяти человек.
Помимо подготовки космонавтов к выходу в открытый космос, у водолазов есть еще не менее важная задача – это проведение испытаний инженерных разработок, космических кранов, новых агрегатов. За более чем 30 лет в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, и в том числе в гидролаборатории, была создана фундаментальная, можно сказать «академическая», школа подготовки космонавтов к ВКД (внекорабельной деятельности)».