Подводный Алькатрас

Текст и фото: Михаил Семенов 

1479

Мы продолжаем знакомить вас с малоизвестными маршрутами «дайвинг-приключение выходного дня» и предлагаем великолепно иллюстрированный рассказ известного фотографа Михаила Семенова о путешествии в Эстонию и подводной фотосессии в совершенно необычном месте – затопленном карьере, на дне которого оказалось заброшенное поселение.

Недалеко от небольшого поселка Румму в тридцати километрах от столицы Эстонии Таллинна находится затопленный карьер, вернее, искусственное озеро, длиной почти километр, с очень прозрачной водой. В тихую безветренную погоду видимость под водой может достигать 20 метров. Глубина озера небольшая, до 10 метров. Но самое интересное, что на дне хорошо сохранились постройки и строительная техника – это останки строений тюрьмы Мурру. За время разработок карьера в нем вырос небольшой лес, теперь по нему можно совершать подводные прогулки. Помимо урбанистических пейзажей в озере можно увидеть и обитателей озера – тут встречаются щуки, карпы, линь, окуни. Днем они прячутся в подводных зарослях, а ночью выходят на охоту. В последние годы озеро стало настоящей Меккой дайверов из разных стран. Под водой к затопленным объектам проложены маршруты в виде веревок (ходовых концов). Дайверская жизнь на озере не замирает даже зимой, тут регулярно проводятся подледные погружения, а из-за холодной воды видимость повышается до 40 метров, такую прозрачность мне доводилось встречать только в океане! Летом берег карьера превращается в пригородный пляж – живописные песчаные и каменные берега, рядом лес – все это привлекает сюда отдыхающих.
Удивительно, но когда-то очень мрачное место превратилось в экшен-парк с подводными приключениями.

Дорога от Москвы до эстонской границы заняла восемнадцать часов.  Простояв в Ивангороде два часа в очереди и оформив все таможенно-пограничные формальности, покатили к Таллинну (кстати, никаких вопросов к дайверскому оборудованию не было ни с одной, ни с другой стороны). Разместились в окрестностях столицы, на хуторе, за вполне демократичные деньги. Правда, надо было топить печь, но тут я вспомнил молодость и быстро справился с этим девайсом!

Карьер, цель нашей поездки, находился в тридцати километрах от нас. Рано утром следующего дня мы уже стояли на его берегу. Но погода не радовала, было пасмурно, и вид карьера и тюрьмы был соответствующий.
Я не удержался – натянув сухой кос­тюм, схватил маску и пошел проверять прозрачность воды. Мои товарищи с берега задавали наперебой вопросы – как там, что видно. Что я мог ответить!!!
…Сквозь изумрудно-прозрачную воду виднелся пологий склон, на нем – стена с колючей проволокой и фонарями, дальше – открытые ворота и какие-то лестницы… В общем, я такое видел только у всяких художников-фантастов. Товарищи все поняли по моему лицу!

К этому времени подъехала Терри – хозяйка дайв-центра из Таллинна, которая нас и пригласила в это удивительное место. В первое погружение мы преодолели стену, промахали ластами вдоль охранной зоны и доплыли до недостроенного одноэтажного здания с множеством комнат. Потом, перемахнув в ластах через хозяйственный двор, оказались в большом корпусе, затопленном до второго этажа. Во множестве лабиринтов комнат и коридоров сохранилось разное оборудование и множество бытовых вещей, стоит печка-буржуйка, как будто мы и не под водой.
Во время следующего погружения мы прошлись по затопленному лесу, в котором везде в огромном количестве кучами лежало что-то странное. Как потом нам объяснила Терри, это были пружины от матрасов, обросшие затем тиной.
Карьер достаточно длинен, почти километр, и за один день обследовать его нереально. На следующий день мы отправились в другую его часть, где велись работы по разработке камня. В этой час­ти карьера была затоплена брошеная горнодобывающая техника. Часть ее, правда, уже вытащили на металлолом, но все же один экскаватор – или что-то очень похожее на него – остался. Правда, размерами он похож на железнодорожный локомотив, а облик его напоминает о динозаврах. Грести до него пришлось метров триста пятьдесят. Он cтоит на глубине всего восемь метров, и при такой прозрачности его видно целиком. Можно забраться в ходовую рубку и в дизельный отсек. Рядом валяется ковш, тоже внушительных размеров.

DSC05351

Третий дайв-сайт озера – городок строи­телей. В этой части карьера велись работы по постройке нового здания, но до затопления успели возвести только стены. Грести туда тоже метров триста, до первых строительных вагончиков.
Полный сюрреализм – стоит собачья будка, на дереве рукомойник висит, рядом кружка, на столе стоят тиски. В одном из домиков была слесарная мастерская – на стене висят тиски, напильники, какие-то шаблоны, на полках лежат разобранные электромоторы – но это все под водой! Причем вода кристально чистая. Заплываем напоследок на небольшую горку, где стоит автомобиль «Москвич-401». В это погружение мы ныряли вместе с эстонскими подводными фотографами.

К сожалению, это наш крайний дайв, завтра домой. Нужно еще заехать в Таллинн, хотелось бы посмотреть город.
Вечером собираемся в небольшом кафе, где делимся впечатлениями об увиденном. Нас приглашают приехать на подледные погружения и говорят, что вода еще чище будет. Ну куда уж чище!!!

Отдельно хотелось бы рассказать о подводной фотосъемке. В этот раз у меня в боксе стояла новая камера Sony A7 S, которая позволяет снимать при высоких ISO и записывать видео с высокой четкостью 2K и 4K. Для подсветки мы использовали семь вспышек, две – у меня на камере, у одного ассистента две, у другого три вспышки, и все они между собой были связаны оптико-волоконным кабелем. Причем на одной из «люстр» стоял фотодатчик, который срабатывал от моих вспышек. Таким образом обеспечивалась возможность создавать объемный и контровой свет. Для того чтобы вся эта конструкция четко работала, наша команда из трех человек – Дмитрия Сахарова (идейного вдохновителя поездки), Павла Мясникова (модели) и меня (фотографа) – несколько раз ходила в бассейн на тренировки, и в результате получилось почти идеально.
Правда, не раз тишину карьера разрывали непечатные вопли и эмоциональные объяснения фотографа и моделей по поводу композиции и направления света. Что поделаешь – такой вот творческий процесс!

Историческая справка: Мурру в Румму

Тюрьма Мурру в поселке Румму, волость Вазалемма, Харьюский уезд, была основана 1 января 1938 года, первоначально она называлась Мурруским Домом заключения. В 1994 году «заведение» получило название тюрьмы Мурру. В период с 1961 по 2000 годы часть северо-восточной территории была отделена и действовала как самостоятельная тюрьма. В тюрьме Мурру было около 1600 заключенных, там работало 365 человек, из них 255 – тюремные служащие. Первоначально тюрьма создавалась как перспективное производство по обработке камня, на котором можно было использовать до 400 заключенных. Однако это производство исчерпало себя в 1970-е годы, и людей стали занимать на металло- и деревообрабатывающем производствах. В тюрьме работали филиалы нескольких заводов. Выполнялись и заказы Минис­терства обороны. Работа велась в три смены. Количество заключенных достигало (вместе с тюрьмой Румму) 5000. Всех заключенных обучали необходимым специальностям, работа в тюрьме была для них обязательной. В период «восстановления независимости» Эстонии заводы закрыли свои филиалы, и тюремное производство развалилось. Занятость снизилась с 98 до 20–30 %.
В 2001 году производственная база тюрьмы была передана государственному акционерному обществу Eesti Vanglatoostus, и производственная деятельность в тюрьме остановилась. Работы на карьере Румму были прекращены, насосная станция, откачивающая из него воду, остановлена. И карьер вместе со всем, что в нем было – постройками, заборами, машино-техникой, заградительными рядами колючей проволоки, фонарями, – погрузился под воду…

Запись опубликована в рубрике «Нептун» 2015, № 1 за 2015 год. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий