Великая война: 100 лет безмолвия

Интернациональная русско-финская команда дайверов, состоящая из участников акции «Поклон кораблям Великой Победы» (Россия) и проекта Divers of the Dark (Финляндия) в этом году проводит поисковый проект «Великая война – сто лет безмолвия», посвященный 100-летию Первой мировой войны.

 

Общественно-патриотическая акция «Поклон кораблям Великой Победы» проводится с 2005 года инициативной группой НКО «Разведывательно-водолазный клуб» под патронатом председателя координационного совета проекта, депутата Государственной Думы, генерала армии Николая Ковалева. Проект поддерживает Министерство обороны России, командования Балтийского и Черноморского военно-морских флотов РФ, Федеральная пограничная служба РФ.
В составе нынешней подводной команды – Константин Богданов, Михаил Иванов, Иван Боровиков, Николай Фетисов, Евгений Тутынин, Виталий Вучетич и финские исследователи – Сами Пааккаринен и Паси Лахтинен.

Руководитель экспедиции Константин Богданов: «Во время экспедиции мы нашли на дне Балтики два легендарных русских тральщика времен Первой мировой войны. Это тральщик «Проводник», ставший первым кораблем, погибшим на Балтике в самом начале войны в 1914 году, и тральщик «Взрыв», погибший в 1916 году.
Тральщик «Взрыв» – глубина по дну порядка 65–70 метров. Затонул 28 мая 1916 года при постановке передовой минной позиции, на нем погибли 19 моряков.
«Взрыв» был первым базовым тральщиком русского флота – он сошел со стапеля 17 марта 1911 года. Водоизмещение – 150 тонн; осадка – 1,9 метра; скорость хода – 10 узлов; вооружение – 57-мм орудие и пулемет; тралы Шульца, катерный и змейковый. Тральщик – класс боевых кораблей специального назначения водоизмещением до 500 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения мин в базах, прибрежных районах и ближней морской зоне (50 миль), а также проводки кораблей (судов) через минные заграждения и постановки минных заграждений. К началу Первой мировой вой­ны в русском флоте насчитывалось только 5 тральщиков специальной постройки («Взрыв», «Минреп», «Запал», «Фугас» и «Проводник»), все остальные тральщики были переделаны из буксиров и траулеров.
Несомненным достоинством этих кораблей являлась высокая живучесть. Во время постановки минного заграждения на палубе «Взрыва» сдетонировала одна, а затем и вторая мина, нанеся кораблю сильные разрушения. Тральщик еще полтора часа держался на плаву и затонул лишь после взрыва на борту еще трех мин.

Тральщик Балтийского Императорского флота России «Проводник» (глубина по грунту более 90 метров). 27 августа 1914 года первая партия траления первого немецкого минного поля, выставленного в самом начале боевых действий, в полном составе вышла из Лапвика (где в то время базировались тральщики) и, приблизившись к предполагаемому месту минного заграждения противника, в строю двойного фронта приступила к определению границ этого заграждения. В первой линии находились мелкосидящие тральщики: «Проводник» со змейковым тралом, «Запал», «Минреп» и «Взрыв» с катерными тралами. На расстоянии кабельтовых от первой линии, строго в кильватер, шли тральщики второй линии двумя парами с тралами Шульца: «Искра» – «Пламя» и «Патрон» – «Якорь». Идущий в первой линии «Проводник» вскоре подсек одну за другой три мины, а еще одну мину в это же время подсек «Запал». Следующие за ними две пары тральщиков второй линии захватили кошками своих тралов сразу по нескольку мин и с большим трудом попытались буксировать их на мелкое место. Когда тральщики стали осуществлять маневр по пересечению линии заграждения, один из них – «Проводник» – подорвался на мине и получил тяжелые повреждения: ходовой мостик был полностью разрушен, дымовая труба и грот-мачта сорваны со своих мест, а в борту образовалась большая пробоина, через которую внутрь корабля поступала вода. Тральщик быстро погружался и через 15 минут затонул. Из 30 членов экипажа 11 погибли и 7 получили ранения. Оставшихся в живых моряков удалось спасти подошедшим на помощь тральщикам.

Константин Богданов: «Чтобы исследовать тральщик «Проводник», мы совершили погружение на глубину около 67 метров. Кроме этого, традиционно наша экспедиция отдает дань уважения морякам, устанавливая на глубинах мемориальные доски.
В этот раз в память героев Балтийского флота, погибших в годы Великой, а ныне почти «забытой», войны 1914–1917 гг. мы установили мемориальную доску на корпусе лежащего на дне моря броненосного крейсера «Паллада». Крейсер лежит в 12 милях от города Ханко на глубине 60 метров. В этом году исполняется 100 лет с даты этой одной из крупнейших трагедий русского флота времен Первой мировой.
«Паллада» затонула в течение нескольких минут 28 сентября 1914 года после попадания торпеды немецкой подводной лодки U-26. Из команды не спасся ни один человек».

28 сентября 1914 года крейсер «Паллада» возв­ращался из дозора в устье Финского залива, на верхней палубе оставались только дежурные смотрящие, которые не увидели перископ германской подводной лодки. Прогремел взрыв. «Паллада» затонула почти мгновенно, превратившись в братскую могилу для всего экипажа – 598 человек. Позже стало известно, что «Паллада» стала жертвой германской подводной лодки U-26. В Германии широко праздновали успех, даже выпустили почтовые марки, изображающие взрыв крейсера, а экипаж U-26 был награжден железными крестами.

Во время этой экспедиции также был найден немецкий миноносец Т-18 времен Второй мировой войны, затопленный 17 сентября 1944 года советским бомбардировщиком 51-го минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота. Этот миноносец стал одним из двух потопленных советскими летчиками вражеских миноносцев за время боев на Балтике в Великую Отечественную войну.
Миноносец был заказан 18 сентября 1937 года верфи «Ф. Шихау» в Эльбинге. Заводской номер S 1406, построен 22 ноября 1941 года. До апреля 1942 года находился в балтийских водах, где проходил испытание и курс боевой подготовки. В мае–сентябре 1942 года приписан к торпедной школе. С сентября 1942 года по июнь 1943 года находился в водах Франции. Участвовал в сопровождении блокадопрорывателя «Висмар», прорвавшегося из Японии. В мае 1943 года T-18 принимал участие в трех минно-заградительных операциях.
После возвращения в Германию в июле 1943 года зачислен в состав торпедной школы. С сентября 1943 по ноябрь 1943 года обеспечивал боевую подготовку подводного флота и был приписан к 23-й флотилии подвод­ных лодок. В это время «T-18» базировался в Мемеле (Клайпеде) и Данциге (Гданьске). С декабря 1943 по май 1944 года корабль прошел ремонт на верфи-строителе. После выхода из ремонта миноносец с июня по сентябрь 1944 года выполнял различные задачи в восточной Балтике и в Финском заливе.
17 сентября 1944 года по возвращении из демонстрационного рейда к Аландским островам миноносцы 3-й флотилии, в состав которой входил Т-18, остановили для досмот­ра эстонские суда с беженцами. Внезапно в воздухе появились советские самолеты. Основной удар обрушился на T-18. Корабль получил попадание двух ракет (бомб), которые взорвались в котельном отделении. Т-18 быстро пошел на дно. Гибель произошла в пределах двух минут (с 7:08 до 7:10). Потери экипажа составили 30 человек.

Михаил Иванов: «Погружение на миноносец стало для нас непростой задачей: нужно было организовать слаженную работу на глубинах более 90 метров. Хорошо еще, что мы встретили на такой серьезной глубине слои воды прозрачностью до 20 метров по горизонтали. Интересно, что миноносец Т-18 при взрыве разломился надвое и упал на дно моря так, что обе части встали вертикально: носом вверх передняя часть и винтами вверх – задняя».

Первоначальное обнаружение объектов осуществляется специальным гидролокатором бокового обзора российского производства, предоставленным экспедиции НИИ им. Тихомирова. Это уникальное устройство позволяет осматривать за один проход до километра морского дна на глубинах от 50 до 100 метров. После такого дистанционного первоначального обнаружения объекта к нему уже спускались дайверы-поисковики для осмотра, проведения съемок и идентификации.
В общей сложности за июньскую экспедицию было найдено 5 новых подводных объектов – идентифицировано 3 из них. В ближайших планах международной поисковой команды – продолжение идентификации и обследование найденных объектов, большая часть из которых, как ожидается, относится именно к периоду Первой мировой войны. Кроме того, дайверы планируют экспедицию на озерные акватории Опочецкого района Псковской области, чтобы совместно с экспедиционным проектом «Неисчезающая память-2014» провести серию погружений и поисков остатков боевой техники времен Великой Отечественной войны.
Иван Боровиков: «Из неприятностей – 16 июня после осмотра миноносца попали в довольно серьезный шторм, который не позволил вернуться на базу в Ханко. Ветром и волной отнесло в Эстонию со всеми сопутствующими по дороге «удовольствиями» – спасжилетами, вертолетом под парами, невозможностью помощи с других кораблей и т.п., но в итоге все обошлось сравнительно благополучно, не считая сложной логистики по вывозу оборудования из Эстонии и потере полутора суток на этом».

Литература:
1. Киреев И.А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939.
2. Патянин С., Морозов М. «Черные молнии» Кригсмарине. Немецкие миноносцы Второй мировой. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009.
3. Йолтуховский В.М., Попов Е.В. Тральщики типа «Минреп».

Подводное фото Ивана Боровикова и Сами Пааккаринена

Запись опубликована в рубрике № 3/4 за 2014 год. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий